ICO: текущая ситуация, перспективы, альтернативы

Автор – Артур Ибрагимов, юрист компании «Прифинанс»

На текущий момент ICO переживает далеко не лучшие времена. Проекты, выходящие на первичное предложение, собирают до 97% меньше средств, нежели это было ранее, если собирают хоть что-то вообще. Во многом это связано с огромным количеством скам-проектов, которые подорвали доверие инвесторов к данному способу инвестирования.

Не последнюю роль сыграло усиливающееся регулирование этой сферы и, как следствие, возросшие затраты на проведение ICO. То есть можно говорить об очевидном и очень существенном спаде рынка. Также можно говорить о том, что ICO как основной способ привлечения инвестиций через криптовалюту свой век отжил. И вряд ли ICO удастся отыграть позиции.

Но это не значит, что привлечение инвестиций с помощью криптовалют перестанет существовать. С развитием всего рынка появляются и новые возможности, новые способы использования криптовалюты для привлечения инвестиций. Ниже рассмотрим некоторые из них.

IFO (Initial Fork Offering) или первичное размещение форков

По своей сути это – клонирование той или иной криптовалюты. К примеру, за прошлый год было проведено около 50 форков Bitcoin. Все они привлекали внимание в основном именно неопытных инвесторов.

У данного способа есть достаточно серьезные недостатки. Во-первых, отсутствие какой бы то ни было проверки со стороны регуляторов или бирж. Во-вторых, возможность скрытой допэмиссии, что обесценивает монету, но в то же время дает возможность организаторам привлекать дополнительные средства от инвесторов. Права же инвесторов остаются абсолютно незащищенными.

IEO, Initial Exchange Offering, или первичное биржевое предложение

Суть этого способа заключается в том, что продажа токенов изначально происходит через ту или иную биржу.

Для того чтобы получить листинг на любой приличной криптобирже, проект должен пройти достаточно существенную проверку и анализ – due diligence. Чтобы пройти его, проекты должны соответствовать достаточно высоким требованиям, так как, во-первых, биржи заинтересованы в сохранении и повышении своей репутации, и допускать до размещения скам-проекты они не будут. Во-вторых, проект в глазах биржи должен выглядеть перспективным для инвестора, иначе, если монета не будет активно торговаться, биржа не будет получать свою прибыль от комиссий.

Для самих проектов такое размещение также выгодно – проект получает доступ сразу ко всей базе пользователей биржи.

Недостатки у этого способа размещения также есть. Это достаточно высокие затраты на проведение такого размещения. Причем чем более крупная и известная биржа выбрана в качестве площадки для размещения, тем выше будут затраты. Также присутствует риск хакерской атаки на биржу, которая проводит размещение. Таких атак происходит достаточно большое количество, и, к сожалению, даже крупные биржи оказываются уязвимыми для них.

IAO, Initial Airdrop Offering

Данный способ в чем-то схож c IFO. Держатели определенных монет, например, BTC, получают монеты нового проекта бесплатно. Для их получения необходимо выполнить определенные действия, которые бы могли в дальнейшем привлечь новых участников: присоединиться к каналу проекта в Telegram, зафолловить аккаунт проекта в Twitter или Instagram, заполнить анкету и т.д.

Получив бесплатно монеты проекта, пользователи начинают искать способы их использования или продажи, тем самым повышая объемы торгов. Но этот способ тоже никак не контролируется регуляторами, что может в дальнейшем нести риски для инвесторов.

STO, Security Token Offering, первичное предложение security-токенов

Самый сложный, самый дорогостоящий способ привлечения инвестиций. Участвуя в STO, инвестор приобретает по сути своей токенизированные акции компании. Такие токены дают инвестору не просто возможность их использования внутри проекта или продажи на бирже, но и, например, возможность участвовать в прибыли компании. Как правило, такие токены обеспечены реальными активами.

Преимущества такого размещения (защищенность инвестора, соответствие всем требованиям регуляторов и т.д.) зачастую оборачиваются такими недостатками, как:

  • гораздо более высокие по сравнению с другими способами привлечения инвестиций затраты на проведение размещения;
  • на ряде рынков возможность только для квалифицированных инвесторов участвовать в проекте.

Привлечение инвестирования с посредством криптовалют, несмотря на все сложности, которые сейчас переживает рынок, все еще остается актуальным. Способы привлечения инвестиций становятся сложнее, требуют больших затрат. Но это несет больше плюсов как для инвесторов, так и для проектов, привлекающих инвестиции. Рынок становится чище, на размещение выходят проекты с реальным продуктом, а инвесторы получают защиту своих инвестиций.