ICO простым языком

Что такое ICO объясняет Арсений Поярков, к.э.н., основатель первого профессионального рейтингового агентства по оценке цифровых активов DigRate, член экспертного совета по цифровой экономике и блокчейну при Государственной Думе РФ.

По правилам делового этикета в высшем обществе не принято обсуждать политику и религию. Про блокчейн, криптовалюту и ICO в кодексе этики ничего не сказано — в любой компании разговор неминуемо коснется новой экономики и технологий. Однако, попасть в неудобную ситуацию можно и с этой темой, мало кто действительно профессионально разбирается в предмете. Мы решили исправить ситуацию и рассказать про ICO человеческим языком, чтобы понятно было даже вашей бабушке.

Что такое ICO?

ICO или Initial Coin Offering (первичное размещение токенов) — привлечение инвестиций за счет продажи ограниченного количества ценных цифровых бумаг (токенов).

Любые термины проще объяснять на реальных примерах. Допустим, у вас есть идея бизнеса, либо уже готовый продукт, но нет средств на его развитие. Что бы сделал предприниматель прошлого века в такой ситуации? Обратился в банк за кредитом, заложил дом, занял денег у друзей. Современные предприниматели в таком случае обращаются в венчурные фонды, участвуют в государственных грантах, либо собирают деньги на краудфандинг-платформах типа boomstarter.

Сегодня промежуточное звено ушло в прошлое — появилось ICO. Любой предприниматель может создать собственную криптовалюту или выпустить токены и собрать с потенциальных инвесторов деньги на развитие своего продукта. Грубо говоря, ICO — это эволюция краудфандинга, коллективного финансирования.

Это законно?

В ходе ICO компании привлекли в 2017 году более 6 млрд долларов. В 2016 году сумма была менее 100млн, что в 60 раз меньше. Логично, что такое стихийное развитие побуждает государственные структуры и контролирующие органы присматриваться к новой механике сбора денег. Проведение ICO не подпадает под стандартное налогообложение, однако, пока нет единого законодательства об ICO и криптовалютах, криптоэкономика существует по принципу “не запрещено — значит разрешено”.

Чем ICO отличается от IPO?

Термин ICO образован по аналогии с IPO (Initial Public Offering) — первичное публичное предложение акций. Суть у терминов действительно схожа — это инвестиционный инструмент для сбора денег. Однако есть и различия.

В первую очередь, это регулирование. Законодательная база ICO сегодня только разрабатывается. При этом некоторые государства как Китай и Сингапур в принципе запретили проведение ICO, пока не будет готово регулирование. IPO напротив имеет четкую законодательную базу, которая появилась в результате множества судебных споров между организаторами IPO и первыми инвесторами. Ситуация с ICO со временем будет меняться.

Второе важное отличие двух форматов — это права покупателей. Владельцы токенов и криптовалют обычно не получают процент или долю в компании, не могут влиять на бизнес. Владельцы акций публичных компаний напротив имеют право участвовать в регулировании бизнеса.

Кроме того есть множество менее значимых различий. Например, в среднем возврат инвестиций на IPO происходит через 7-10 лет. При участии в ICO инвесторы могут рассчитывать на доход уже через несколько месяцев. Для входа в IPO инвесторы должны отвечать определенным параметрам, гарантировать юридическую чистоту. Инвестиции на ICO привлекаются без каких-либо жестких ограничений, каждый желающий может вложиться в новый проект, в который верит. При этом по мере развития регуляторной базы появляются ограничения по гражданству инвесторов, требования по идентификации и тд

Для каких проектов невозможно ICO?

Сегодня нет проектов, которые не могли бы организовать ICO. Компании собирают средства вне зависимости от направлений бизнеса, количества человек в штате, географического расположения. Однако, нужно учитывать множество рисков, связанных с налоговыми и финансовым правом.

ICO — это всегда блокчейн?

Сбор денег на ICO проводится в криптовалютных кошельках, которые работают по технологии блокчейн. То есть если вы хотите привлечь обычные,  фиатные деньги — рубли, доллары, евро — вы будете проводить краудфандинг, а не ICO.

Что происходит при неудачном ICO?

Прошлый год стал рекордным по проведению ICO. Однако более 75% проектов все-таки не собирают заявленную сумму. Хороший пример — скандально известный паблик MDK, который собрал в 7 раз меньше средств, чем планировал. На самом деле любая подобная история — отличный PR. Ничто не мешает проектам после неудачного ICO снова выйти на рынок и повторно попробовать собрать средства. Но для повышения доверия все-таки потребуется отчитаться о том, что уже сделали за прошлые привлеченные деньги.

Получают ли покупатели обратно свои деньги и кто это контролирует?

Как и в классическом инвестиционном бизнесе, любые ваши вложения могут как прогореть, так и вырасти в цене — все зависит от ваших способностей как инвестора. На современном этапе развития рынка уже существуют авторитетные рейтинговые агентства, подсказывающие куда стоит вкладывать, а куда нет. DigRate тщательно разбирает проект, планирующий выпустить цифровые активы, верифицирует данные и формирует полноценный отчет, который помогает разобраться, какова вероятность вернуть инвестиции с прибылью.Также под некоторые рейтинги открывается возможность страхования инвестиций.

Почему большинство ICO проектов неудачные?

Чтобы провести ICO компании в среднем сейчас нужно около 500-600 тысяч долларов. Помимо технической части, серьезно придется потратиться на маркетинг и PR. Если про ваш проект никто не знает, инвесторы просто не принесут вам деньги. К сожалению, не всем сильным проектам хватает публичности. И обратно — не всем публичным проектам хватает практической и технической подготовки.

 

 

 

0
0
0
s2smodern